«Поэт в России — больше чем поэт» Е. Евтушенко

 

Встреча с творчеством Константина Симонова
Литературно — музыкальная гостиная


Участники – Студия русского романса клуба ветеранов под руководством заслуженного работника культуры России Владимира Барковского
Ведущая – Третия Мельникова
Наши гости Благотворительный Фонд ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ «ФЕНИКС», Президентом которого является Фомин Игорь Петрович и его волонтёры – прекрасные представители юного поколения – студентка 2 курса Кемеровского профессионально-технического техникума Евгения Грязнова и ученицы 11 кл. физико-математического лицея №23 Елизавета Фомина и Наталья Захарова, при поддержке сотрудников БФ ПРМ «ФЕНИКС»: Грибкова Ивана, Пастушенко Дмитрия и Хамзина Руслана.
Они примут участие в нашей встрече, что не просто отрадно – это единение юности и ветеранов.


Константин Симонов – русский советский писатель, поэт, киносценарист, общественный деятель. Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и шести Сталинских премий.

Замечательный русский поэт родился 28 ноября 1915 года в Петрограде. Отец его – полковник Генерального штаба Михаил, мать – княжна Александра Оболенская. Своего отца он не знал и будущего писателя воспитывал отчим.
Симонова всегда считали писателем, обласканным судьбой – выходили фильмы по его сценариям, ставились его пьесы, он назначался на высокие должности.

 

 

Первые стихи Симонова были опубликованы в 1936 году. Спустя два года (в 1938) Константин Михайлович окончил литературный институт им. Максима Горького и сразу стал редактором «Литературной газеты».
С началом Великой Отечественной Войны Симонов оказался на фронте. Всю войну поэт провел в действующей армии, его называли одним из самых отважных и легких на подъем корреспондентов.
Как корреспондент Симонов мог передвигаться в прифронтовой зоне со свободой, фантастической даже для любого генерала. Иногда на своем автомобиле он ускользал буквально из клещей окружений, оставаясь чуть ли не единственным уцелевшим очевидцем гибели.
Стихотворение «Письмо другу» («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…») было написано в 1941 году и принято читателем, как адресованное ко всем сверстникам поэта, его фронтовым друзьям.
Надо отметить, что Симонову было присуще остро развитое чувство товарищества – у него был особый дар дружить.

Поэт сосредоточил внимание на том, что больше всего взволновало и поразило его впервые месяцы войны: на моральной тяжести отступления, на вновь открывшемся понимании неразрывной связи со всем, что может называться русским:

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.

Стихотворение посвящено Алексею Суркову — поэту, военному корреспонденту-другу, автору знаменитой песни «Землянка»

Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины – читал Владимир Барковский.
И было бы не справедливо не вспомнить в год 70 –летия великой победы «Землянку»

«Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза..»

Эти такие знакомые и такие песенные строки вовсе и не предна¬значались для песни. Они были на¬писаны военным корреспондентом Алексеем Александровичем Сур¬ковым в письме к жене осенью 1941 года под Истрой — вылились из сердца после тяжелого фронтового дня, когда вместе со штабом одного из гвардейских полков поэт пробивался из окружения. Тогда слова:

До тебя мне дойти не легко,
А до смерти — четыре шага… были для него не только поэтиче-ским образом, но и пронзительной, пережитой реальностью… Музыку написал композитор Листов
В землянке – спел Павел Черга
Стихотворение
Дом друзей – читала Наталья Захарова
Симонов-корреспондет не искал горячих солдатских баек, не искал очевидцев событий.
Он сам всегда был на передовой, и мог рассказать не меньше других.
Он был среди защитников Одессы, участвовал в Сталинградской битве, в Курской битве.
Операция «Багратион» тоже не прошла без него, освобождение Польши, Чехословакии, Болгарии и взятие Берлина – везде был Симонов.
За четыре года Великой Отечественной Войны поэт получил четыре боевых ордена.

Наверное, нет человека в нашей стране, никогда не слышавшего стихотворения Константина Симонова «Жди меня».
Это стихотворение помогало выжить и вернуться домой миллионам людей — поэтому значение его трудно переоценить. Стихотворение «Жди меня», в котором поэт умолял любимую дождаться его, спасти своим ожиданием, заучивали наизусть во всех уголках страны.
Одноименный фильм с Валентиной Серовой в главной роли, помогал пережить голод, бомбежки, разлуки — если есть такая верная любовь, то, значит, стоит жить и бороться…
Некоторые историки утверждают, что это стихотворение и фильм повлияли на ход войны не меньше, чем разгром немцев под Москвой и Сталинградская битва.
И даже сейчас, спустя 70 лет, «Жди меня» по-прежнему не теряет своей прелести, чистоты и возвышенности.

На стихи Жди меня музыку писали многие композиторы – есть прекрасная песня с музыкой Матвея Блантера. Многие певцы брали и берут в свой репертуар – Леонид Утёсов, Юрий Гуляев, Дмитрий Хворостовский. Но оперные певцы «Жди меня» исполняют из оперы Кирилла Молчанова «А зори здесь тихие» – песня Женьки.
Жди меня – исполнял Евгений Заруцкий
Произведение «Жди меня» считают лучшим из того, что написал Константин Симонов.

Стихотворение «Родина» обычно ставят на 2 место.
В стихотворении «Родина» автор оторвался от банальных и вечных тем любви, семьи, дружбы – оно наполнено душевным патриотизмом.
Стихотворение Родина – читала Елизавета Фомина

 

 

 

 

 

Значительное место в поэзии К.М. Симонова занимает любовная лирика
Воспоминания о довоенной жизни, о днях, проведенных с любимыми, очень нужны были на передовой.
Симонов чутко уловил движение человеческих чувств, сумел увидеть глубинную связь между личным, интимным и гражданским.
Любовь к женщине, женская верность и солдатская доблесть оказались неотторжимыми друг от друга в лирическом цикле «С тобой и без тебя».

Мне хочется назвать тебя женой
За то, что так другие не назвали,
Что в старый дом мой, сломанный войной,
Ты снова гостьей явишься едва ли.

Мне хочется назвать тебя женой
Не для того, чтоб всем сказать об этом,
Не потому, что ты давно со мной,
По всем досужим сплетням и приметам.

Мне хочется назвать тебя женой
За то, что бесконечны дни разлуки,
Что слишком многим, кто сейчас со мной,
Должны глаза закрыть чужие руки.

За то, что ты правдивою была,
Любить мне не давала обещанья
И в первый раз, что любишь,— солгала
В последний час солдатского прощанья.

Кем стала ты? Моей или чужой?
Отсюда сердцем мне не дотянуться…
Прости, что я зову тебя женой
По праву тех, кто может не вернуться.

Валентина Серова — одна из самых ярких звезд советского кино, открытая и искренняя красавица, была музой и самой сильной и трепетной любовью Симонова.
История отношений известной актрисы и прославленного поэта длилась почти 17 лет.
Вся страна следила за романом Серовой и Симонова, в котором были и моменты искреннего счастья, и мучительные разочарования.
Симонов раскрывал свою душу и рассказывал о чувствах к любимой женщине. Но актриса не любила так, как любил ее поэт.
Отверженный и нелюбимый, Симонов вновь и вновь пытался завоевать ее чувства:

Будь хоть бедой в моей судьбе,
Но кто б нас ни судил,
Я сам пожизненно к тебе
Себя приговорил.
Я верно был упрямей всех

Признание — читала Лариса Вяткина
Любовь к Серовой была для Симонова и его бесконечным счастьем и безумной трагедией.
Симонов написал последнее, посвященное бывшей возлюбленной стихотворение, очень жестокое и больно ранящее ее сердце:

Я не могу тебе писать стихов —
Ни той, что ты была, ни той, что стала.
И, очевидно, этих горьких слов
Обоим нам давно уж не хватало…
Упреки поздно на ветер бросать,
Не бойся разговоров до рассвета.
Я просто разлюбил тебя. И это
Мне не дает стихов тебе писать.

У любовной истории был трагический финал. Актриса умерла одна, всеми покинутая, ненужная и забытая. Симонов пережил Серову, как и собственную любовь к ней.
Перед самой смертью Константин Симонов уничтожил все письма и фото, все записи, которые свидетельствовали о его мучительной любви к прекрасной актрисе, объяснив их совместной дочери:
«Не хочу, чтобы после моей смерти чужие руки копались в этом… Прости меня, девочка, но то, что было у меня с твоей матерью, было самым большим счастьем в моей жизни… И самым большим горем…» Знаменитый писатель и поэт старался защитить свою любовь всем смертям назло.
Он так и не узнал, что перед тем как отдать письма, дочь за одну ночь успела переписать лучшую часть прекрасных признаний в любви её отца и матери – героев яркой и трагической любви.
В 1970 году на экраны страны вышел фильм «Случай с Полыниным» в котором прозвучала песня на стихи Симонова «Фляга» музыку написал Юрий Левитин.
Фляга – исполнял Владимир Барковский


Задача Симонова, как военного корреспондента – показать дух Армии. Вот почему его произведения, будь то проза или стихи, строятся на детальном описании того, что приходилось пережить солдатом и офицерам на фронтовых дорогах.
В 1941 году Симонов написал стихотворение
Над чёрным носом нашей субмарины – читала Марина Минибаева
Через 20 лет – читала Евгения Грязнова
В 1993 году возле Центрального дома журналистов в Москве, на Никитском бульваре у дома 8а был установлен памятник военным корреспондентам скульптора Льва Ефимовича Кербеля и архитектора Евгения Григорьевича Розанова.
Памятник представляет собой сидячую скульптуру журналиста в плащ-палатке, с наградами на груди, с фотоаппаратом и с постоянными спутниками журналистов, карандашом и блокнотом в руках.
Сидит на развалинах рейхстага. Позади него разрушенная колонна с надписью: «С лейкой и с блокнотом, а то и с пулемётом сквозь огонь и стужу мы прошли…» и памятной надписью: Журналистам Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годы
Слова эти принадлежат Константину Симонову из стихотворения, а в последствие песни « От Москвы до Бреста» музыка Матвея Блантера.
От Москвы до Бреста – исполнял Павел Черга
Военные стихи К.Симонова, трогают нас потому, что мы находим в них живую душу поэта: искреннюю, правдивую. Стихи его лишены пестрых нарядов, книжных фраз. Поэт нашел те тихие слова, которые способны заявить о себе громко.
Константин Симонов писал о Великой отечественной войне не по обязанности, а по глубокой внутренней потребности и с юных лет до конца дней своих продолжал думать и писать о людских судьбах, связанных с войной и военной службой.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

Живые и мёртвые — роман в трёх книгах «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето».
Роман являлся одним из ярчайших отечественных произведений о событиях Великой Отечественной Войны.
Вот некоторые цитаты из романа.

Человек многого хочет от себя. Но не на всё из этого он способен.
Лучше сделать молча, чем, сказав, не сделать.
Так бывает с детьми — жизнь, ни с чем не считаясь, вдруг требует от них, чтобы они за несколько часов взяли и стали взрослыми, и они становятся.
Серпилин вдруг подумал, что есть глаза, которые дают, есть глаза, которые берут, и есть глаза, которые не пускают.
Здесь, на войне, не бывает репетиций, когда можно сыграть сперва для пробы — не так, а потом так, как надо. Здесь, на войне, нет черновиков, которые можно изорвать и переписать набело. Здесь все пишут кровью, все, от начала до конца, от аза и до последней точки…
Можно научиться воевать, но привыкнуть к войне невозможно.
А сейчас премьера песни – музыка Владимира Барковского
Ты говорила мне «люблю» — исполнял Владимир Барковский

Тринадцать лет. Кино в Рязани,
Тапер с жестокою душой,
И на заштопанном экране
Страданья женщины чужой;

Погоня в Западной пустыне,
Калифорнийская гроза,
У погибавшей героини
Невероятные глаза.

Но в детстве можно всё на свете,
И за двугривенный в кино
Я мог, как могут только дети,
Из зала прыгнуть в полотно.

Убить врага из пистолета,
Догнать, спасти, прижать к груди.
И счастье было рядом где-то,
Там за экраном, впереди.

Когда теперь я в темном зале
Увижу вдруг твои глаза,
В которых тайные печали
Не выдаст женская слеза,

Как я хочу придумать средство,
Чтоб счастье было впереди,
Чтоб хоть на час вернуться в детство,
Догнать, спасти, прижать к груди …

Смерть Константина Симонова наступила 28 августа 1979 года. Похороны Симонова, известного и любимого многими литературного деятеля, прошли незаметными.

2 сентября родные Симонова забрали его прах и отвезли в Беларусь, чтобы развеять над полем около Могилева, как завещал писатель.
Дело в том, что 13 июля 1941 года именно здесь он стоял насмерть в составе 388-ого стрелкового полка, и здесь он впервые понял, что есть шанс войну выиграть.
На шестом километре дороги из Могилёва в Бобруйск, сквозь деревья видна площадка с большим диким камнем. У камня всегда цветы и высечено имя – Константин Симонов.

И в заключение нашей встречи с творчеством поэта, писателя, сценариста, но главное бесстрашного военного корреспондента Константина Симонова и в год 70-летия Победы мы все вместе спели знаменитую нашу Катюшу, которая давала надежду и силы на победу и живыми и мёртвыми.
автор очерка: Третия Мельникова.